+7 499 782 86 57
+7 963 667 90 53

RU EN

Прозрачность распределения государственных грантов в РФ

« Назад

11.04.2016 02:12

На социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) в России в 2015 году выделили 10 млрд. рублей (Портал правовой информации).[1]Согласно Распоряжению Президента о грантах НКО в 2015 г. фонд президентских грантов составил 4,2 млрд. руб.[2]В 2016 году в федеральном бюджете предусмотрено 4,5 млрд. рублей на проведение конкурсов и  выделение по их результатам грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов.[3]Конкурс президентских грантов в России проходит уже несколько лет и есть определенные достижения в сфере упрощения предоставления документов, а также оказания бесплатных обучающих мероприятий для НКО по подготовке проектных предложений. Однако до сих пор нет единой четкой методики оценки проектных предложений, представленных на конкурс, известной общественности, тогда как мировая практика стремится предоставить четкие критерии оценки предложений на этапе объявления о конкурсе. Подобную практику успешно внедрило Министерство экономического развития РФ при распределении государственных субсидий СО НКО, что содействует повышению прозрачности распределения государственных средств.

Организации, которые ответственны за распределение государственных средств – операторы президентских грантов, не делятся с общественностью методологией оценки проектов на конкурс и не предоставляют комментариев в случае, если проект не выиграл грант. Отсутствие обратной связи не дает возможности НКО улучшить проектное предложение в следующий раз, а широкая общественность, экспертное сообщество и другие заинтересованные стороны не имеют возможности ознакомиться с проектным предложением, которое получило финансирование.

Если проект получил финансирование, то часто его бюджет сокращается, как правило, вдвое. Оператор предлагает реализовать проект (почти в неизменном виде) за гораздо меньший бюджет, чем планировалось. Таким образом, НКО оказываются под давлением, так как с одной стороны, необходимо финансирование, а с другой – достижение тех же продуктов и результатов за меньший бюджет ведет к профессиональному «выгоранию» сотрудников, не выполнению социальных результатов, погоне за количеством, а не качеством.

Международная практика стремится к прозрачности. Так, например, на некоторых сайтах международных организаций можно ознакомиться с проектным предложением в том виде, которое было направлено грантодателю. Заинтересованные стороны могут ознакомиться с описанием проблемы, увидеть комплекс предлагаемых мер для ее решения. Также в свободном доступе информация о стратегии проекта, партнерах и бюджете. Безусловно, внедрение подобной практики способствует улучшению прозрачности в сфере распределения государственных средств, повышению общественного контроля над некоммерческими организациями, реализующими социально-значимые проекты, а также содействует распространению лучших практик в области социального проектирования. На многих официальных сайтах субъектов РФ уже можно загрузить программы в области социальной поддержки и подобная мера могла бы быть принята в отношении проектов некоммерческих организаций.

Как представители экспертного сообщества, практиков в области социального проектирования, в целях развития системы государственной поддержки НКО «ДевелорментСолюшнс» предлагает следующие меры в сфере повышения прозрачности распределения грантов в России:

Операторам грантов:

1.      Предоставить возможность публичного ознакомления с текстами заявок и договоров с организациями‐победителями конкурсов и отчетов о ходе и итогах реализации проектов. Данная информация может публиковаться как на сайтах самих НКО победителей, так и на сайте грантооператора или едином портале победителей конкурсов.

2.      Предоставить возможность проведения независимой экспертизы заявок, поданных на конкурс государственных средств поддержки и возможности апелляции по итогам конкурса.

3.      Дать возможность общественности ознакомиться с методологией оценки окончательного списка определения победителей.

4.      Рассматривать НКО как социальных партнеров, и, если хотите, клиентов,оказывая им профессиональные услуги при подготовке документов на конкурс, учитывая то, что выделенные средства  - это средства налогоплательщиков.

5.      Дать возможность общественности, местным сообществам и благополучателям «лоббировать» необходимые проекты, оказывать поддержку своей НКО, пользователями услуг которой они являются, путем открытого голосования за проект.

Некоммерческим организациями, заявителям проектов на государственные гранты и субсидии:

6.      В целях повышения прозрачности, а также в связи принятием ФЗ-121 «Об иностранных агентах», который привел к сокращению зарубежного финансирования, информировать общественность и благополучателей о привлечении средств государственной поддержки, публикуя на своем сайте проекты, представленные на конкурс государственных грантов.

7.      Поддерживать независимый мониторинг системы распределения государственной поддержки НКО. В настоящее время подобное исследование проводится организацией Трансперенси Интернешнл на средства государственной поддержки, выделенные в рамках президентских грантов.

Скачать статью в формате pdf можно здесь


[1] Правительство направило 10 млрд рублей на социально ориентированные НКО // Деловой Петербург URL: http://www.dp.ru/a/2016/03/13/Pravitelstvo_napravilo_1/ (дата обращения: 8 апреля 2016 г.).
[2] Распоряжение Президента о грантах НКО в 2015 году // Портал грантов ОПРФ URL: https://grants.oprf.ru/news/portal/p470/ (дата обращения: 8 апреля 2016 г.).
[3] Распоряжение Президента о грантах НКО в 2016 году // Портал грантов ОПРФ URL: https://grants.oprf.ru/news/portal/p484/ (дата обращения: 8 апреля 2016 г.).



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить